Карточный расклад — Биллинговые системы

Карточный расклад

25.04.2014

Банковские карты для большинства россиян уже стали привычным финансовым инструментом: туда приходят зарплаты и пенсии, ими расплачиваются в магазинах и за покупки в Интернете. Однако уровень мошенничества с банковскими картами в России очень высок. Часто хищения денежных средств становятся возможными именно из‑за неосмотрительности самих владельцев.

 В России выдано свыше 200 млн банковских карт, и количество их пользователей постоянно растет. За 2013 год доля обладателей этого финансового инструмента в РФ увеличилась на семь процентных пунктов – до 81 %. Об этом свидетельствуют данные опроса Master Index, проведенного компанией Master Card.

 Мошенники активно пользуются низким уровнем финансовой грамотности населения. Так, согласно данным Банка России, в конце 2012 года количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, составило 1562. По итогам первого полугодия 2013 года было зафиксировано уже 2484 подобных случаев (прирост составил 59 %).

 Пин-­код за семью замками 

Несмотря на то, что всегда предупреждают: «Не храните пин-­код рядом с картой и никому не сообщайте его, даже работникам банка», до сих пор достаточно много случаев мошенничества связаны с нарушением таких простых правил. 

Эксперты советуют не только не говорить никому ваш пин­-код, но и не передавать третьим лицам карту даже на несколько минут. «Многие отдают свои карты при оплате обеда или ужина в ресторане, даже не задумываясь о возможных последствиях. Вы не знаете и не видите, что официант или продавец делает в это время с картой, он может ее просто сфотографировать, сохранив ваши личные данные. Так у злоумышленника сохранятся сведения, используемые при совершении покупки в интернет-­магазинах: фамилия и имя владельца, срок действия карты и cvv­-код. Этих данных будет достаточно для совершения покупки за чужой счет, если сайт-­продавец не использует дополнительную идентификацию владельца (3D Secure). Сейчас, к сожалению, подавляющее большинство сайтов такой технологией не оснащены», – комментирует Андрей Рычков, руководитель биллинговой компании. 

Магнитная полоса или чип?

У всех банковских карт есть магнитная полоса, раньше она была единственным элементом защиты. Но с ростом мошенничества Visa и Master Card стали вводить дополнительные меры защиты. Чип – одна из таких технологий. Мошенники могут подделать только магнитную полосу, но не сам чип. 

Visa и Master Card даже стараются стимулировать банки выпускать карты с чипами, увеличивая стоимость обслуживания карт без них. Но в России пока они чаще оснащены только магнитной полосой. Почему? Их выпуск обходится дешевле, а главный источник развития рынка – зарплатные проекты, при которых работникам выдаются самые дешевые карты. 

«Представим: мошенники с помощью скриммера считали информацию с магнитной полосы, выяснили пин-­код и сделали дубликат карты. У них не получится снять деньги в банкомате или расплатиться за покупки в магазине, если оригинал снабжен чипом, – рассказывает Андрей Рычков. – Но если покупатель отдает кассиру карту только с магнитной полосой, а терминал говорит, что на пластике должен быть чип, то вывод один: это подделка, а ее предъявитель – мошенник». 

Специалисты советуют завести несколько карт: одну для хранения средств, а другую для оплаты покупок. Мы же не носим с собой все имеющиеся деньги. В отношении банковских карт люди о таком простом правиле забывают. А большие суммы, по мнению экспертов, лучше хранить на счетах. «Крупные суммы, которые вы не собираетесь обналичивать в ближайшее время, рекомендуется хранить на депозитах. Это позволит вам не только сохранить, но и приумножить имеющиеся сбережения», – говорят специалисты одного из пермских банков.

Правила безопасности интернет-­покупок 

Большая часть владельцев банковских карт используют их лишь для снятия наличных. По данным опроса Левада­центра, таких людей 89 %. 39 % используют карты для оплаты покупок товаров и услуг, 20 % – для пополнения счета, 20 % – для оплаты коммуналки и 7 % – для снятия наличных за пределами РФ. То есть люди по‑прежнему боятся банковских карт. Что же говорить об интернет-­платежах, если и в обычном магазине многие не готовы доставать «пластик»? Его люди боятся еще больше, хотя и в этой сфере важно лишь соблюдать простые правила безопасности. Основное – обращайте внимание на уровень безопасности соединения, которое можно увидеть в адресной строке любого интернет­-браузера. 

«Если адрес и замочек подсвечены красным или замочка нет вообще, то сертификату не стоит доверять. Белая или зеленая подсветка сигнализирует, что магазин надежен. Еще больше доверия к сайтам, которые используют технологию 3D Secure. Это дополнительная идентификация владельца карты. Пользователя просят ввести код, который приходит на телефон в смс-­сообщении, для подтверждения покупки», – поделился Андрей Рычков.

Не советуют специалисты и оплачивать покупки в Интернете картами с большим лимитом средств: «Например, не стоит расплачиваться за онлайн-­покупки кредитной картой. Гораздо лучше завести дебетовую карту, на которую можно перевести с кредитной необходимую для покупки сумму».

Будьте в курсе 

С начала года вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе». Теперь банки обязаны уведомлять клиентов о совершении каждой операции с использованием электронных средств платежей, в том числе и банковских карт. Однако банки по‑своему трактуют новый закон, поскольку в нем не обозначены конкретные способы информирования пользователя. Кто‑то сообщает о расходах на электронный адрес клиента, другим клиентам информация доступна в интернет­-банке или только после запроса в отделении финансового учреждения. Поэтому эксперты советуют все‑таки подключить услугу смс­-информирования. Вы выиграете время, если вовремя заметите мошенническую операцию.

По законодательству, если клиент уведомляет банк о несанкционированном списании денег со счета карты в течение одного дня, то финансовое учреждение должно возместить клиенту понесенный ущерб. Кредитная организация может отказать в возмещении, только если докажет, что клиент нарушил правила пользования картой. На проведение расследования отводится 30 дней внутри страны и 60 дней – при международных расчетах.

 Поэтому на связи с банком необходимо оставаться постоянно, даже в дальних поездках и путешествиях: сообщайте финансовому учреждению об изменении контактных данных, настраивайте переадресацию и т. д.

 Борис Мартов.

Источник смотрите здесь.

К списку новостей