Оплата коммуналки: расщепляем платеж — Биллинговые системы

Оплата коммуналки: расщепляем платеж

22.01.2014

Уверены ли вы, что плата за коммунальные услуги поступает по адресу, а не оседает «в кармане» управляющей организации? Руководитель оператора платежей «Биллинговые системы» Андрей Рычков рассказал Dom.59.ru о том, какие способы защиты от недобросовестных управленцев существуют, как работает система расщепленных платежей и не влияет ли она на сумму платежа для потребителя.

Ежемесячно пермяки получают квитанции об оплате коммунальных услуг. Большинство из них регулярно оплачивает данные счета. Отопление, горячая и холодная вода, электричество, газ, ОДН – средства, которые мы платим за эти услуги, должны поступать в ресурсоснабжающие и обслуживающие компании. А управляющая компания должна использовать на нужды вашего дома лишь строку «содержание и текущий ремонт». При этом в Прикамье задолженности перед поставщиками ресурсов огромные. И часто долги не только на счету «соседа».

«К сожалению, рынок ЖКХ пока не стал полностью открытым и прозрачным, – рассказывает руководитель компании «Биллинговые системы» Андрей Рычков. – Способ, при котором УК сама распределяет деньги между ресурсниками, начинает изживать себя в силу как политической обстановки, так и исторических событий. Года 3-4 назад был пик «диких» УК. Некоторые компании переводили ресурсникам лишь часть полученных от населения платежей, увеличивая собственные оборотные средства, используя их на личные нужды или покрывая другие расходы. Например, УК могла не ремонтировать долгое время протечку воды, а покрывать затраты из других средств. Это вело к появлению долгов перед ресурсниками. Некоторые УК копили долги и «растворялись».
Раздельные платежи

Логичный выход для ресурсоснабжающих компаний – брать деньги с потребителя напрямую, минуя УК. «Ресурсники стали брать на себя функцию контроля и выставлять отдельные квитанции. Так появилось разделение платежей, которое неудобно ни потребителям, ни УК, ни самим ресурсникам. Ресурсоснабжающим организациям приходится в таком случае увеличивать затраты на печать отдельных квитанций, содержание абонентского отдела и агентов по снятию показаний систем учета. Часто потребители путают расщепление и разделение платежа. Во втором случае человек просто получает несколько квитанций: от УК, от поставщиков электроэнергии, тепла, воды и т.д.», – поясняет Андрей Рычков.

Минусы разделенного платежа:

  • приходит сразу несколько квитанций, в которых легко запутаться, что-то забыть;
  • необходимо сдавать множество показаний счетчиков в разные места;
  • в дом приходит большее количество ревизоров, чтобы проверить счетчики;
  • увеличивается время, потраченное на оплату, так как вбивать приходится не один платеж, а сразу несколько;
  • растут очереди в банках и на почте, поскольку увеличивается время обработки платежей.

Более удобный способ, при котором деньги за ресурсы от населения также не оседают в УК, – расщепленные платежи.
Расщепленный платеж

Расщепление платежа – это способ, при котором оплата, совершаемая потребителем, разбивается на уровне платежного агента (банка или расчетного центра), и он распределяет поступившие средства по поставщикам услуг. Допустим, плательщик перечисляет пять тысяч рублей, эта сумма уже не идет на расчетный счет УК, а перечисляется отдельно за горячую и холодную воду, электроэнергию, вывоз мусора, общедомовые нужды и т.д. Или же средства поступают на счет УК, но она сразу переводит их ресурсникам.

«При этом чтобы расщепление платежа стало возможным, квитанции должны содержать реквизиты всех компаний, предоставляющих услуги. Схема не будет работать, если не налажен постоянный обмен данными между УК, ресурсоснабжающими организациями и платежными агентами», – говорит Андрей Рычков.

Такой вид платежа дает потребителю множество плюсов. И дело не только в защите от недобросовестных управляющих компаний, но и в удобстве потребителя. Банк предоставляет потребителю актуальную информацию об имеющейся задолженности, поэтому пени не копятся. Кроме того, расщепление платежа дает возможность управляющим компаниям включать в квитанцию и другие регулярные траты: за телевидение, Интернет, телефон. И тогда по одной квитанции можно оплатить сразу множество услуг и сэкономить время.

Следующим логичным шагом, по словам г-на Рычкова, становится появление возможности введения показания счетчиков сразу на банкомате или через операциониста. Информация отправляется в УК, которая в режиме реального времени, на основании показаний выставляет счет. У потребителя появляется самая актуальная информация о сумме платежа.

Положительные примеры использования такой системы в Прикамье есть. Так, крупнейший поставщик тепловой энергии в регионе ООО «Пермская сетевая компания» уже не первый год работает по такой схеме с управляющими организациями.



По состоянию на начало 2014 года ООО «Пермская сетевая компания» (входит в Пермский филиал ОАО «ТГК-9») сотрудничает по схеме прозрачных расчетов с 62 УК и 14 ТСЖ в Перми. Жители оплачивают тепловую энергию напрямую поставщику через рассчетно-кассовые центры: ООО «Пермский коммунальный союз» и ОАО «КРЦ-Прикамье» 99,97% всех прямых расчетов с ООО «ПСК» в Перми приходится на УК и ТСЖ и 0,03% – на прямые расчеты непосредственно с гражданами (при непосредственном управлении). Кроме того, 864 лицевых счета обслуживаются напрямую для жителей поселка Кондратово, где ООО «ПСК» ведет эксплуатацию теплосетевого комплекса.


«В целом в Перми более половины актуальных лицевых счетов граждан включены в систему прозрачных расчетов, – поясняет представитель ПСК Михаил Топильский. – И это число продолжает расти. Если говорить про край, то в городах производственной деятельности компании более 80% лицевых счетов обслуживается через рассчетно-кассовые центры. Технология биллинга – «расщепления» коммунальных платежей, когда плата граждан за услуги отопления и горячего водоснабжения, минуя управляющие организации, напрямую поступает поставщику коммунального ресурса – оправдывает себя. Массовое внедрение прямых расчетов началось в 2010 году, и положительные результаты уже отмечены как в Перми, так в других городах присутствия компании – Краснокамске, Губахе, Березниках и Чайковском».
Почему не все «управленцы» подключаются к системе «расщепления»?

Большинство УК и ТСЖ работают с банком в режиме оффлайн – они не могут обмениваться данными в режиме реального времени, а это необходимое условие для осуществления механизма расщепления платежа. Также при наличии круглосуточной связи с банком УК может предложить своим клиентам услугу «Автоплатеж», что значительно повышает собираемость платежей и сокращает дебиторскую задолженность. Пользоваться автоплатежом было бы удобно и самим потребителям: они в таком случае никогда не забудут о необходимости внесения платы и сэкономят время.

Для связи банка и управляющей организации необходим посредник. В этой роли выступает биллинговая компания. Она предоставляет УК возможность круглосуточной связи с банком, проведение платежей в режиме реального времени, разнесение реестров платежей в различные бухгалтерские решения. Делает трудоемкую ручную бухгалтерскую работу автоматической.

«Показательно, что управляющие организации, которые работают с «ресурсниками» через расчетно-кассовые центры, показывают уровень сбора платежей с населения на уровне 90-92%, – говорит Михаил Топильский. – Кроме того, подобная схема полностью исключает возможность нецелевого использования средств со стороны недобросовестных управленцев. Для жителей готовность УК или ТСЖ производить расчет по прозрачной схеме – показатель серьезного подхода обслуживающей организации к своим обязанностям и готовности зарабатывать на обслуживании жилого фонда, а не на перераспределении средств, которые должны поступать поставщикам ресурсов. Таким образом, работа через РКЦ – один из критериев работы УК или ТСЖ для жителей при выборе управляющей структуры для своего дома».

Но если расщепленные платежи – это настолько удобно, то почему не все УК и ТСЖ работают по этой системе. Может быть, существование биллингового посредника сказывается на кошельке потребителя?

«Есть два варианта взаимодействия УК, банков и биллинговых компаний, – разъясняет Андрей Рычков. – Первый, когда УК уменьшает сумму комиссии конечного агента (банка) и перекладывает ее на взаимодействие с биллинговой компанией. Этот вариант взаимодействия не сказывается на кошельке потребителя. Второй вариант – когда УК сама оплачивает биллинговые услуги, в этом случае потребитель увидит в платежке дополнительную статью на биллинг. Но в целом за счет автоматизации сокращаются затраты на бухгалтерию, что позволит высвободить расходы на биллинг, и потребитель этого опять таки не увидит».

В чем же причина? По словам представителя ПСК Михаила Топильского, причины, по которым УК и ТСЖ отказываются вести расчеты через РКЦ, различны. «К сожалению, одна из причин для ряда управляющих организаций – сознательное уклонение от возможности работать в прозрачной системе расчетов, – отмечает он. – Группа таких управленцев намеренно скрывает объем средств, собираемых с граждан в качестве оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения. Целью недобросовестных руководителей является нецелевое использование денежных средств населения и дальнейшее банкротство. Такие действия находятся в зоне внимания правоохранительных органов, в отношении таких руководителей принимаются соответствующие меры».

Если ваша управляющая компания все еще не решилась на расщепленный платеж – стоит задуматься о ее добросовестности. Хотя пермяки редко отказываются от выбранных ранее «управленцев». Дело в том, что для этого нужно провести собрание, выбрать новую компанию и избежать истории с «двумя квитанциями», когда старая и новая «домуправа» одновременно выставляет счета.

Источник смотрите здесь

К списку новостей